Глава 4. Как обуздать реакцию страха с помощью ощутимой безопасности

(Отрывок из книги Кэрин Б. Первис, Дэвида Р. Кросса и Вэнди Лионс Саншайн “Путь к сердцу ребенка)

Весь день в школе у шестилетней Джейни плохой аппетит, но позже, когда действие лекарства от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) заканчивается, она испытывает голод. Как-то раз вечером она спросила: «Мама, я проголодалась, можно мне взять батончик?»

Ее мама, которая хлопотала на кухне над приготовлением большого ужина для всей семьи, ответила: «Нет, милая, через десять минут мы будем кушать курицу с овощами, которую я готовлю на ужин».

Джейни разразилась слезами и завопила: «Я тебя ненавижу! Ненавижу! Ты такая злая. Ты злая мама! Ты мне никогда ничего не разрешаешь!» Маленькая девочка убежала к себе в комнату, захлопнула дверь и начала громко рыдать.

Напуганная до ужаса, ошарашенная и расстроенная мама Джейни не могла понять, что же вызвало такую бурю эмоций.

Обескураживающее поведение – вспышки ярости, желание убежать и спрятаться, гиперактивность или агрессия – часто вызваны глубоко укоренившимся первобытным страхом ребенка. Дети, такие как Джейни, могут быть в физической безопасности в их новых приемных семьях, но травмы прошлого, отпечатанные в их мозге, очень легко напоминают о себе. Голод, жестокое обращение или чувство отверженности, которые им довелось пережить месяцы или годы до этого, продолжают вызывать страх, а он, в свою очередь, ведет к неконтролируемому поведению. Хронический страх – как школьный задира, который заставляет детей вести себя плохо. Родители легко могут спутать эмоциональные вспышки, вызванные чувством страха, с умышленным непослушанием, но это совсем разные вещи.

Глубоко укоренившийся страх стал причиной слез Джейни, когда ей не разрешили взять батончик. Для маленькой девочки, которая, голодая, прожила мучительный год в приюте, обещание поужинать через десять минут не было утешающим. Она помнила, каково это – каждый вечер идти спать голодной, после того, как работники приюта игнорировали ее мольбу о еде. Несмотря на то, что мама Джейни понимала, что полноценная еда будет скоро, и ее дочке не грозит опасность быть заморенной голодом, травмированная примитивная часть мозга Джейни не могла этого понять. Голод зашифрован глубоко в ее памяти. Когда Джейни не разрешили взять батончик, она запаниковала из-за страха умереть с голоду.

Помогая ребенку чувствовать себя в безопасности, вы развиваете доверие

Вы можете сделать важный шаг на пути к устранению вспышек ярости и плохого поведения, а также дать толчок к обучению и развитию хороших семейных взаимоотношений, создав атмосферу, в которой ваши дети будут чувствовать себя в безопасности. Эта стратегия называется обеспечение «ощутимой безопасности». Вы обеспечиваете ощутимую безопасность, создав соответствующие окружающие условия и скорректировав свое поведение таким образом, чтобы дети целиком и полностью могли чувствовать себя в безопасности в своей семье и рядом с вами. Пока ваш ребенок не почувствует себя в безопасности, вы не завоюете доверие, а исцеление и обучение не даст никакого прогресса.

Как могла бы ответить мама Джейни, чтобы обеспечить ощутимую безопасность, и в то же время не перебить аппетит дочки перед семейным ужином? Вот так:

«Мама, я проголодалась, можно мне взять батончик?»

Когда властвует страх

Напуганный ребенок сосредотачивается только на вопросах выживания, например:

  • безопасность;
  • голод и жажда;
  • усталость;
  • как не попасть в ситуацию, когда страшно;
  • как сделать, чтобы не было больно, или чтобы боль ушла;
  • как держать все под контролем.

Напуганный ребенок не сможет воспринять:

  • обсуждений, поучений или лекций;
  • сложных объяснений, аргументаций или рассказов;
  • философских дискуссий или абстрактных понятий;
  • разгадывание загадок и математических задач.

Примитивная реакция мозга на страх «дерись, беги или замри» может заставить ребенка:

  • убежать и спрятаться;
  • выплеснуть гнев физически или вербально;
  • разозлиться или расплакаться;
  • упрямо молчать и не реагировать;
  • попытаться контролировать ситуацию.

Помните: страх подстрекает вашего ребенка к плохому поведению.

«Да, милая, ты можешь взять батончик, и ты можешь его съесть сразу после ужина». (Мама дает батончик дочке в руки). «Ты хочешь положить его возле своей тарелки на столе или себе в карман до окончания ужина?»

Это простое действие позволило бы Джейни почувствовать, что она не останется голодной. Ей по-прежнему не разрешено кушать до ужина, но в этом случае она может взять еду и быть уверенной, что она принадлежит ей. А принятие решения – положить батончик на стол или себе в карман – поможет Джейни почувствовать себя хозяйкой положения, и даст ей возможность научиться самоконтролю. Принятие таких небольших решений действует успокаивающе на ребенка, который пережил травму, и помогает строить доверительные отношения.

Чтобы подчеркнуть проникающую глубину страха голода, приведем пример из взрослой жизни одного известного актера, обладателя Оскара, который всегда носил шоколадный батончик в кармане своего пиджака, куда бы он ни шел, и чем бы ни занимался. Однажды он вынул его из кармана и показал ведущему во время телевизионного шоу. Крайне бедное детство актера наделило его таким страхом голода, что ни слава, ни успех не смогли стереть его даже десятки лет спустя.

Обуздывание реакции примитивной части мозга на страх

Если ребенок напуган, голоден или устал, примитивная часть его мозга включается и берет верх. Физически расположенная в таких участках мозга, как миндалевидное тело, эта примитивная часть мозга ведет постоянный контроль над первичными потребностями, связанными с выживанием, и играет роль часового на страже. Когда примитивная часть мозга активна, высшие участки мозга, в частности те, которые отвечают за более сложное обучение, мышление и логику, отключаются. Помогая ребенку чувствовать себя в безопасности, мы успокаиваем и деактивируем примитивную часть его мозга, чтобы она не провоцировала ребенка на плохое поведение.

Если ребенок по-настоящему чувствует себя в безопасности, примитивная часть мозга сдает свой пост и позволяет доверию расцветать, а привязанности – пустить первые ростки. Участки мозга, отвечающие за более сложное обучение, могут функционировать. Дети, чувствующие себя в безопасности, могут пережить исцеление, обрести покой и построить доверие.

Создание атмосферы ощутимой безопасности обуздывает примитивную часть мозга и побеждает страх. Это крайне важный первый шаг на пути к исцелению и развитию вашего ребенка.

Сверхбдительность как результат хронического страха

Поборов страх, можно минимизировать такие виды поведения, которым присуще беспокойство и постоянное движение, – схожие с теми, которые наблюдаются при синдроме дефицита внимания. Мы сталкивались со многими детьми, пережившими эмоциональную травму, которые не были на самом деле гиперактивны – они были сверхбдительны. Это состояние возникает тогда, когда дети настолько травмированы жестокими и непредсказуемыми воспитателями или ситуациями из их более ранней жизни, что их примитивная часть мозга застревает на стадии полной боевой готовности и постоянно заставляет быть начеку. Гормоны стресса, которые вырабатываются в режиме «дерись или беги», продолжают циркулировать в их крови и приводят этих детей в движение, заставляя их бесконечно суетиться, не давая сидеть спокойно и сосредоточиться на одном виде деятельности, потому что они постоянно сканируют свое окружение на наличие опасности.

Внимательно наблюдая за ребенком, можно обнаружить физические симптомы сверхбдительности – состояния хронической тревожности. У детей со сверхбдительностью зрачки (темный центр глаз) всегда увеличены, даже при минимальных стрессовых условиях, или когда ребенок кажется спокойным. У других детей эффект может быть обратным – их зрачки будут выглядеть неестественно маленькими. Обе крайности указывают на дисбаланс системы реакции на стресс.

Другие признаки сверхбдительности – это ускоренное сердцебиение и учащенный пульс. Если вы нежно коснетесь вашего ребенка в области сердца вовремя разговора, вы с легкостью сможете это определить. Сердца у некоторых детей просто выскакивают груди, даже если кажется, что ребенок спокойно сидит у вас на руках.

Строим доверие

Среди всего прочего, что вы делаете со своими детьми, вы должны нейтрализовать их страхи и передать главное послание: они в безопасности. Вот несколько советов:

  • проявляйте постоянную заботу, чтобы ваш ребенок понял: «этот надежный взрослый позаботится обо мне и защитит меня. Мои потребности имеют для него значение»;
  • обеспечьте теплые взаимоотношения, чтобы ваш ребенок понял: «Я не должен бояться этого взрослого. Я представляю ценность для этого человека»;
  • будьте отзывчивыми, чтобы ваш ребенок понял: «этот взрослый понимает, что я чувствую. С ним я в безопасности».

Завоюйте доверие ребенка:

  • постоянно проявляйте эмоциональную теплоту и любовь;
  • пусть ваши эмоциональные отклики будут позитивными, часто хвалите ребенка;
  • внимательно и с добротой относитесь к словам и действиям вашего ребенка;
  • играйте с вашим ребенком;
  • физически соответствуйте или копируйте голос и поведение вашего ребенка;
  • относитесь с пониманием к восприятию вашим ребенком звуков, прикосновений и к соблюдению личной дистанции;
  • уважайте потребность вашего ребенка в личном пространстве;
  • используйте простые слова и выражения, которые ему понятны;
  • заранее предупреждайте вашего ребенка о грядущих изменениях.

Я обошла многих психологов, неврологов, всех специалистов по раннему детскому развитию, и у каждого есть своя теория. У каждого есть ответ или решение для ребенка с симптомом «гипер», и это может быть и медикаментозное лечение, и смена питания, и программа эрготерапии. Вы проходите через все это, истощаетесь как финансово, так и эмоционально, а изменений в ребенке все нет.

Меня поражает, как я докатилась до того, что позволила трехлетней малышке заправлять моей жизнью и жизнью моего другого ребенка. Я решилась упрощать жизнь Синди. Я думала, что не хочу требовать слишком много от ребенка с ограниченными возможностями, так что продолжала занижать свои ожидания и расширять границы ее неудач. Это, в свою очередь, давало ей больше свободы, и она становилась все более и более беспокойной, и неспособной сосредоточиться на чем-либо.

Мне очень и очень повезло, что д-р Первис и д-р Кросс вмешались в эту ситуацию и сказали: «Она может достичь большего», и без медикаментозного лечения. Оказалось, она способна на гораздо большее, чем я ожидала.

Сейчас я уверена в себе, и она, поверив в мою уверенность в себе, смогла на меня положиться. Мы сидим и занимаемся делами. Мы можем играть в игры, и мы играли в игру «Найди пару». Я была поражена. Она подобрала пару всем животным и рассортировала их, а потом попарно сложила в ковчег. Я никогда не думала, что она может сидеть так долго. Я не шучу. Я даже не думала, что он знает всех этих животных.

“… Что я поняла, так это то, что ее бесконечная неусидчивость была ничем иным, как бесконечной тревожностью” – мама трехлетней Синди и шестилетнего Дэвида, усыновленных при рождении.

Снижение уровня стресса улучшает поведение

Кортизол – это гормон, который вырабатывается в стрессовых ситуациях. Уровень кортизола обычно поднимается или снижается в зависимости от времени суток, но, если на протяжении длительного периода времени у ребенка наблюдается слишком высокий или слишком низкий уровень кортизола, это может привести к серьезным проблемам.

Помогая своему ребенку чувствовать себя в безопасности, делая его мир более предсказуемым, и обучая навыкам, которые помогают лучше справляться с жизненными трудностями, вы можете нормализовать уровень кортизола в его организме, и позволить мозгу вашего ребенка лучше функционировать. Этот эффект мы установили у более чем пятидесяти детей группы риска, которые посещали наш дневной лагерь. Утренние анализы слюны этих детей свидетельствовали о превышении нормы кортизола в два раза, что соответствовало их хроническому стрессовому состоянию.

В течение первой недели лагеря их утренний уровень кортизола оставался высоким. Однако уже на второй неделе он снизился в два раза, и достиг уровня, который считается нормальным для детей этого возраста. Благодаря уменьшению стресса, до самого окончания лагеря показатели кортизола оставались на низком, более здоровом уровне.

Эти дети не получали медикаментозного лечения; они были лишь активно вовлечены в безопасную, игровую и мультисенсорную атмосферу лагеря, которая соответствовала их эмоциональным и физическим потребностям. Снижение уровня кортизола было прекрасной новостью, потому что хронически высокий уровень этого гормона на самом деле токсичен для клеток мозга.

Анализ данных наших научных исследований показывает, что те участники нашего лагеря, чей уровень стресса снизился наиболее значительно (на что указывает существенное снижение уровня кортизола), также наиболее преуспели в использовании речи. Хотя результаты теста на рецептивный, экспрессивный и общий словарный запас не показали внезапного увеличения количества понимаемых слов, однако наблюдалось увеличение количества общения. Некоторые дети достигли впечатляющего прогресса: за один месяц посещения лагеря они наверстали годы упущенных навыков вербального самовыражения.

Мы предполагаем, что именно снижение уровня кортизола стоит за огромным количеством положительных изменений, которые мы наблюдали у детей, посещавших лагерь. Среди изменений – спонтанное развитие речи, регулярные улыбки и радость, улучшение поведения, усовершенствованные социальные навыки, физический рост и новые виды поведения, направленные на развитие привязанности.

Методы, которые помогают бороться с хроническим страхом

Ежедневно используйте методы, описанные в этом разделе, чтобы помочь вашему ребенку целиком и полностью чувствовать себя в безопасности.

Предупреждайте детей о предстоящей деятельности

Дети с особыми потребностями чувствуют себя спокойнее, если знают, что будет происходить дальше. Поэтому привнесите в их мир предсказуемость, сообщая о событиях или описывая задания заранее. Подготовьте своего ребенка к тому, что будет происходить, используя фразы, наподобие этих:

  • «Через пятнадцать минут мы соберем все игрушки и пойдем принимать ванную».
  • «Через десять минут мы пойдем за покупками».
  • «Через пять минут мы будем готовиться ко сну».

Перед посещением нового места, например, торгового центра, расскажите о нем своему ребенку. По приезду объясните, что там есть много разных магазинов, и вы пойдете в обувной. Уведомляя о своих планах и описывая окружение, которое ждет ребенка, вы делаете его мир не таким пугающим.

Важно: Перед тем, как уйти на работу, отлучиться по делам, или когда вам нужно оставить ребенка дома, всегда объясняйте ему, куда вы идете и когда вернетесь. Подробности о вашем запланированном отсутствии успокоят ребенка, и снизят вероятность нежелательной реакции страха. Даже не надейтесь ускользнуть, избегая сцен, потому что эта стратегия даст обратный результат и подорвет все ваши усилия завоевать доверие. Ваш ребенок попросту перестанет чувствовать себя в безопасности, когда поймет, что вы можете оставить его в любое время без всякого предупреждения.

Сделайте день ребенка предсказуемым

Утром обсудите со своим ребенком расписание на весь день. А еще лучше – сделайте таблицу расписания на день. Возможно, вы захотите прикрепить туда рисунки или фотографии, чтобы легче объяснить задания (это особенно будет полезным для деток с хорошо развитым конкретным мышлением). Визуальные напоминания вносят свою лепту в ощущение безопасности ребенка, если он в чем-то не уверен или переживает по поводу следующего по расписанию события.

Для удобства и многократного использования, каждое отдельное задание можно разместить на карточке размером 8 х 13 см. Потом эти карточки можно прикреплять в нужном порядке на таблице расписания.

Таким же образом можно сделать карточки для записей и сложить их в стопку, чтобы ваш ребенок мог брать их с собой и подсматривать туда в течение дня. Это его успокоит, и будет напоминать о запланированных делах. Преимущество использования карточек для записей в том, что вы можете добавить «универсальную карточку», чтобы держать под контролем непредвиденные изменения. Например, если в расписании вашего ребенка (а значит и в карточках с описанием дел на день) есть задание, которое по каким-то причинам нужно отменить, он может вытянуть универсальную карточку и получить инструкции о том, как справиться с изменением.

Универсальная карточка может включать следующее:

  • Мы можем спокойно дышать.
  • Мы можем использовать наши слова.
  • Мы можем выбрать другое занятие.
  • Мы можем придумать новый план.

Метод с универсальной карточкой особенно полезен для детей с конкретным мышлением. Визуальные материалы (фотографии, рисунки и картинки) чрезвычайно эффективны для детей с задержкой речевого развития и развития когнитивных функций. Чтобы еще больше воодушевить вашего ребенка, позвольте ему самому фотографировать места и свою деятельность или же вырезать фото из журнала и приклеивать на карточки.

Напоминание вашему ребенку о том, что произойдет дальше, уменьшает его тревожность.

Как быстро помочь ребенку расслабиться

  • Физически опуститесь на его уровень, став на колени или присев.
  • Говорите мягко и нежно, с теплотой в голосе.
  • Дайте мячик для снятия стресса или успокаивающую игрушку, которую ребенок может сжимать и тискать.
  • Предложите ему жевательную резинку (жевание успокаивает).
  • Предложите леденец или конфету на палочке (сосание успокаивает).
  • Предложите сесть или стать подальше от него.
  • Предложите сделать несколько глубоких и медленных вдохов.

Поделитесь с ребенком властью, предлагая сделать выбор

Мы с легкостью можем предоставить принятие несложных решений ребенку без ослабления родительского контроля. Это поможет ему укрепить самооценку и чувствовать себя спокойнее. Дополнительная польза от этого заключается в том, что вы предоставляете ребенку приемлемый уровень контроля и помогаете ему научиться делать выбор и работать в команде. Мы предлагаем ребенку варианты на выбор, например:

  • «Сегодня ты хотел бы надеть синие шорты или коричневые?»
  • «Ты хотел бы сначала покататься на качелях или перекусить?»
  • «Ты хотел бы писать карандашом или ручкой?»
  • «Ты хотел бы идти, держась за руки, или просто возле меня?»
  • «Ты хочешь подремать или просто тихонечко отдохнуть?»
  • «Ты сейчас хочешь поиграть в футбол или пройтись?»

Вы можете предлагать что-то выбрать, в то же время, делая мир ребенка предсказуемым. Например, если вы идете к доктору, сообщите об этом заранее: «Через десять минут мы поедем к доктору». По приезду, опишите ваше местонахождение: «В этом зале мы будем ожидать медсестру и доктора». Затем предложите сделать выбор: «Ты хотел бы посидеть со мной или пойти посмотреть на рыбок в аквариуме, пока мы ждем?»…