Зависть между братьями и сестрами

Мишель Борба

Как бы мы не старались дать нашим детям почувствовать, что любим их одинаково, они все равно обвиняют нас в проявлении фаворитизма. Недавно я получила письмо от двенадцатилетнего мальчишки по имени Джордан. В нем он рассказывает, насколько родительский фаворитизм губителен:

Я знаю, что мой отец любит меня и хочет, чтобы в моей жизни все было хорошо. Но его слова заставляет меня почувствовать себя ужасно. Он постоянно сравнивает меня с моим братом и говорит, что я должен пытаться быть как он. Я знаю, что никогда не смогу стать таким, как брат. Но что самое худшее – я начинаю ненавидеть его. Хотя не хочу так чувствовать по отношению к нему, но ничего не могу поделать с этим. Можете мне помочь?

Его слова ранят, не так ли? Мы не намеренно выделяем кого-то из детей и пытаемся заставить другого чувствовать себя менее любимым. Однако, если мы не осторожны, какие-то наши замечания или поступки могут зажечь в детях ревность, которая принесет в семью дисбаланс и может растянуться на многие и многие годы.

Конечно же, невозможно относиться к всем детям одинаково: у каждого из них разные темпераменты, интересы и нужды. Поэтому не сводите себя с ума, пытаясь делать все одинаково. Главное – свести к минимуму ситуации, которые разрывают взаимоотношения между детьми и ведут к продолжительной обиде. И хотя полностью избежать соперничества не выйдет, прилаживая усилия для создания правильной атмосферы в доме, родители могут препятствовать зарождению разладов. Ниже приведены семь принципов, которые помогут свести зависть и ссоры между детьми к минимуму.

Избегайте сравнения. Никогда не сравнивайте и не хвалите поведение одного ребенка в противопоставление другому. Это может привести к хронической натянутости во взаимоотношениях. “Почему ты не можешь быть как твоя сестра?”. “Почему ты не так организован как твой брат?”. Для детей такие сравнения могут звучать как: “Я думаю, что он лучше тебя” или “Я люблю его больше”. При таком сопоставлении получивший похвалу ребенок незаслуженно почувствует давление, а другой из детей – свою бесполезность.

Внимательно выслушивайте каждую из сторон. Беспристрастно выслушивая своих детей вы заверите, что уважаете их мнение и готовы выслушать каждую из сторон. “Спасибо, что поделился. Теперь я хочу услышать позицию твоего брата”. Суть в том, чтобы строить честные взаимоотношения с каждым из детей, позволяя им знать, что вы непредвзятый слушатель и цените мнение каждого.

Никогда не сравнивайте школьные успехи. Дети должны сравнивать свои оценки и результаты тестов только со собственными предыдущими достижениями, и никогда с достижениями брата, сестры или друга. Вместо того, чтобы мотивировать работать усерднее, сравнение скорее воспламенит обиду.

Избегайте давать негативные ярлыки. Семейные прозвища типа Коротышка, Неуклюжий или Недотепа также подпитывают обиду и ведут к семейным теркам. “Не переживай, он просто у нас недотепа” – становиться ежедневным напоминанием чьей-то несостоятельности. Такие ярлыки часто не легко стираются и надолго остаются в памяти не только членов семьи и за ее пределами.

Стимулируйте развитие уникальных сильных сторон всех своих детей. Каждый ребенок должен слышать от родителей, что делает его особенным. В идеале, нужно питать разные сильные качества каждого из детей на основании их природных данных, темперамента и интересов. Обнаружив талант, утверждайте его и поощряйте его развитие, чтобы таким образом сильные стороны каждого ребенка получали признание.

Проводите время один на один с каждым из детей. Возможность иметь время тет-а-тет с каждым из родителей передает ребенку понимание, что им дорожат. Особо отмечайте такие моменты: “Твой брат спит. Давай пойдем вместе почитаем книжку”. Можно также же планировать свидания с каждым из детей, отметив даты в календаре. Частота таких встреч зависит от вашего расписания: 30 минут в неделю, 10 минут в день, или час в две недели. Договоритесь, чтобы кто-то из доступных взрослых смог присмотреть за остальными детьми, или же найдите время, когда они чем-то заняты. Такие встречи могут включать: просмотр кинофильма, прогулка, обед в любимом ресторане, пускание вместе воздушного змея, поход в кафе или просто время наедине. Просто наслаждайтесь временем вместе, пока других детей нет рядом.

Поощряйте сотрудничество. Это является одним из простейших способов укрепить взаимоотношения между детьми: отмечайте моменты, когда они поддерживают друг друга. Даже если это редкие случаи, но если все же случается, что они помогают друг другу, делятся, сотрудничают или делают что-то вместе, скажите им, что цените их усилия. Вероятность того, что это повториться, увеличится, если они будут знать, что именно такое поведение вы хотели бы видеть.

Итак, не сходите с ума, пытаясь, чтобы в вашем доме все всегда было по справедливости. Жизнь не справедлива. Вместо этого, обучайте детей навыкам гармоничных взаимоотношений, способствующих развитию сотрудничества.

 

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ “ПРОВОЦИРУЮ ЛИ Я ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕВНОСТИ?”

Ниже приведены вопросы, которые помогут вам оценить, насколько хорошо у вас получается давать детям почувствовать себя одинаково ценными. Отметьте для себя области, над которыми необходимо работать, и дайте себе обещание уделить им внимание. Хорошей проверкой является вопрос: “Если кто-то спросит кого-то из ваших детей, насколько справедливо вы относитесь к каждому из них, что бы он ответил?”

____ Чувствует ли каждый из детей, что он ваш любимец?

____ Избегаете ли вы сравнения своих детей перед другими?

____ Находите ли вы возможности, чтобы развивать особые таланты каждого из детей?

____ Внимательно ли вы прислушиваетесь к переживаниям каждого своего ребенка?

____ Загораются ли ваши глаза одинаково ярко при виде каждого из ваших детей?

____ Запланировано ли у вас время один-на-один с каждым из них?

____ Избегаете ли вы искушения занять чью-то из сторон в конфликтах между детьми?

____ Уделяете ли вы одинаковое количество внимания хобби, друзьям, школьным занятиям и интересам каждого ребенка?

____ Считают ли все ваши дети, что ваши правила и требования относительно каждого из них, установлены по-справедливости?

____ Справедливо ли разделены задания по дому, поощрения и возможности между вашими детьми?

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Подумайте о взаимоотношениях между вашими детьми. Кто из них больше других чувствует обиду и свою ненужность? Что может нагнетать эти чувства? Какие ситуации приводят к соперничеству? Сделайте перечень возможных причин.

Представьте себя на месте ребенка, который чувствует ревность. Как бы чувствовали себя в роли вашего сына или дочери? Как бы вы вели себя? Что можете вы сделать, чтобы изменить отношения с этим из детей так, чтоб он  почувствовал, что так же драгоценен в ваших глазах?

Поговорите с каждым из детей один на один и узнайте, что им нравится больше всего и меньше всего в каждом из их братьев и сестер. Это поможет вам понять, что происходит между ними. Спросите, есть ли у них предложения, как можно улучшить взаимоотношения между ними.

Какое поведение в себе вы можете изменить, что может улучшить отношения между детьми? Составьте план для осуществления этого изменения.

Для более подробной информации, посетите сайт автора (на английском) www.moralintelligence.com.

(http://www.micheleborba.com/Pages/ArtBMI18.htm)